Летний лагерь — зачем он нужен.

Если вы хоть раз задавались вопросом: как организовать летний отдых ребенка, то наверное уже знаете, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Сегодня предложений на рынке детского развлекательно-оздоровительного отдыха предостаточно. Гораздо меньше предложений, где ребенку помимо отдыха дают полезные навыки. И уж совсем трудно найти такие, где будут рады не только вашему ребенку, но и сотрудничеству с вами.

 

Солнце, воздух и вода, конечно важные друзья, но все ли упирается в формулу физического здоровья? Как быть родителям, которые беспокоятся о здоровье нравственном и духовном?

Столкнувшись с такой проблемой, родители могут задаться вопросы:  нужен ли ребенку такой летний отдых вообще, а если нужен, то каким он должен быть?

Постараемся найти ответ  на эти вопросы.

Итак, что у нас есть?  У нас есть летние каникулы – огромная территория жизни. И есть дети, которым так необходимы  приключения, игры, открытия, новые друзья и яркие впечатления.

Что хотим мы, взрослые?  Для начала – чтобы ребенок просто отдохнул от школы, сменил ритм жизни, выбрался, в конце концов, из города.

Эту задачу можно решить по-разному. Отправить свое чадо к бабушке в деревню,  отправится в путешествия к жарким берегам всей (или почти всей) семьей, и, наконец, – взять путевку в оздоровительный лагерь. Все это хорошо, но в каждом из таких решений есть свои недостатки.

Допустим, мы с  ребенком едем к морю. Плюсы – позитивное общение и смена обстановки. Но, к сожалению, поездка наша сильно ограничена временем нашего отпуска.

Вариант с деревней как бы решает проблему ограниченности отдыха. Можно отправить ребенка на все лето, если наши родители еще в силах справится. Однако в этом случае полноценная связь с ним теряется на долгое время и, вернув ребенка обратно, мы наблюдаем массу интересного в его характере. Всего того, с чем нам придется бороться не один месяц.

Схожая ситуация с оздоровительными лагерями. Сбыв ребенка «опытным педагогам» мы снова перекладывает ответственность на чужие плечи. Здоровье ребенка вам гарантируют (хотя случаи неприятностей ежегодны). Все остальное – увы.  И еще: одно дело, когда речь идет просто об одной семье. А если это воскресная школа? Как быть в такой ситуации? Где гарантия, что наши дети просто не окажутся «вне формата», даже если заполнят всю смену лагеря.

Но и это не главное.

Что же мы упустили? Мы упускаем то, что помимо простой суммы впечатлений, которую мы предоставим ребенку в путешествии, нужна  и отдача. Дети развиваются постоянно, а не только в течение учебного года. И если в учебном году, худо-бедно,  но выстроена система требование, стимулов и приоритетов, то летом предоставленные сами себе дети, выстраивают такую систему самостоятельно.

Хорошо это или плохо обсуждать не будет. Из литературной классики нам известны примеры Тимура со своей командой и Мишки Квакина со своей.  Из жизни – вторые встречаются, с первыми — проблема. Риск в этом плане вряд ли будет оправдан.

Это важный аргумент в вопросе о летних лагерях. Остановимся пока на мысли о том, что и летняя  жизнь ребенка требует некой организации. И будет весьма полезно, если родители окажутся так же причастны к организации летней жизни.

Но почему же все-таки лагерь? Не секция и не кружок. Во-первых – кружки и секции, как правило, летом тоже не работают.  Во-вторых – они все в городе, а мы уже пришли к мнению, что детям полезно побывать вне города. В-третьих – и это самое важное – именно лагерь  может дать импульс развития личности ребенка.

Давайте посмотрим на среднестатистического ребенка  из среднестатистической семьи. Распорядок его жизни.  С утра – школа, потом – секция или снова школа, только музыкальная. Вечером, дома  — родители, и родной компьютер. Так изо дня в день. Ребенок, как и любой нормальный человек, давно нашел в этом мире дорогу наименьшего сопротивления. В этом мире он знает, что можно спросить и у кого можно спросить. Что ответить и кому ответить. Прекрасно знает своих родителей со всеми их слабостями и достоинствами. Знает, что ждать от каждого учителя, одноклассника, продавца в магазине, контролера в автобусе…  Во всем этом привычном пространстве ребенок являет себя окружающим в той степени и в том качестве, в котором его принимают.  Он может быть  тихим на уроке с учителем и шумным на перемене с  одноклассниками, настойчивым в спортивной секции и совершенно беспечным в вопросах домашнего труда. Стереотипы поведения очень скоро подменяют собой саму личность и это тем пагубней, что речь идет о ребенке – человеке, который только находится в стадии формирования.

Лагерь эффективно решает эту проблему. Оказавшись в ситуации, когда надо самостоятельно налаживать жизненные связи  — начиная от простейших бытовых условий и кончая межличностными,  дети являют свои качества в истинном свете. Замкнутые в школе – становятся веселыми. Унылые плаксы (после того, как кончается заряд батареи в телефоне) – вдруг проявляют искренний интерес к сверстникам и окружающему миру.

Очевидно, все не происходит само собой, просто потому что мы вывезли детей на природу. Это процесс, и летний лагерь только его часть, хотя и часть важнейшая. Однако у этого процесса есть одно несомненное достоинство. На каждом этапе мы, родители, выступаем его организаторами и соучастниками. Мы решаем, как мы проведем это лето с нашими детьми, когда и где. Мы готовимся вместе с ними. Мы вместе с ними осуществляем задуманное.

 

Подведем итог. Проблемы летнего отдыха озвучены. Решение предложено. На страницах нашего методического центра все заинтересованные найдут ряд материалов, которые помогут качественно подготовить и эффективно провести летний детский лагерь.

 

Смотрите так же:

Детский лагерь, как элемент воспитательной системы

Лагерь для младших: основные условия

Лагерь: общее планирование.


04.01.2013  |  Рубрика: Летние лагеря, Новости  | 

Обсуждение закрыто.


Главная | Расписание | Метод-центр | Фото | Контакты | Проекты | Студии | Новости © Молодежный просветительский центр «Журавль», 2017
Москва, Поклонная гора, ул. Братьев Фонченко, д. 10, стр. 1, м. Парк Победы
Телефон: 8(495)517-28-31