Лагерь для младших с нуля.

Возрастные особенности, о которых мы писали, определяют содержание нашего лагеря. Это содержание настолько разнопланово и специфично, что рассказать и тем более показать на примере всю палитру сразу, не представляется возможным. Поэтому начнем, как прежде, в написания программы лагеря для младших.

 

Условия.

Для маленьких детей лучший  вариант — стационарный лагерь. Не надо перегружать детей. Сам факт выезда за город, в непривычную среду обитания – уже значительная эмоциональная нагрузка.

Оптимальным для малышей будет дом (или несколько домов) в пригородной зоне или зоне отдыха. Если у нас (у  наших друзей, родителей детей) есть пара домов в дачном поселке или селе – это уже хорошо.  Если нет, то можно просто арендовать пару домов на 5-10 дней.

Подробнее об условиях можно прочитать тут.

 

Форма.

Поскольку для 7-10 летнего ребенка основная форма  изучения окружающего мира  это игра – то весь наш лагерь будет проходить в игровой форме.

Но, если это игра то, в ней положены правила. Правила простые,  но обязательные для каждого. В игре учувствуют все. В  любой группе найдется один-два замкнутых ребенка, с которыми нам придется нелегко.  Но нельзя допускать, чтобы в игре одни были участниками а другие – только наблюдателями.

Игровые правила – понятие условное. Дети должны понимать что, не выполнив какого-либо задания они не продвинутся дальше в своем деле. Намеренно не называем это игрой, потому что для нас, руководителей, это игра, а для детей — важное дело.

В этом деле нужны ведущие, нужны критерии оценки. Обязательно – сюжет, и, определенные цели: игровые и педагогические.

 

Цели.

Если говорить кратко об игровой цели, то она должна быть реальной. Сюжет игры закончен и прост. Причем закончен в прямом смысле слова, в лагере, и самым успешным образом.  Все игровые цели должны быть достигнуты.  Проигравших быть не может. Окончание игры – кульминация – самый запоминающийся момент. Дети четко должны понять: если они все сделали правильно — они молодцы и, непременно, получить пусть небольшие, но памятные сувениры.

Педагогические цели могут быть различными, но наверняка неизменным следует считать такую цель, как развитие самостоятельности, коммуникабельности и умения работать в коллективе (раньше это называлось просто – умение дружить).

Индивидуальные педагогические цели – работа руководителя. В этом необходим самый тесный контакт с родителями. Родители больше знают своего ребенка. Но больше — не всегда лучше. Зачастую взгляд со стороны способен увидеть большее и быстрее найти решение. Сотрудничество родителей и руководителей — тот идеал, к которому нужно стремиться.


Игровой сюжет.

Три основных типа игровых сюжетов:

литературно-сказочные: основанные на литературном произведении;

историко-этнографические: основанные на исторических событиях и явлениях

исследовательские: как правило, основаны на знакомстве с природой.

Сказанное не означает того, что не может быть ничего другого.

Сюжет должен быть:

рассчитан на конкретное количество дней.

Наша игра — это последовательность эпизодов. Лучше всего соблюдать принцип: один день – один эпизод.  Эпизод – это игра в игре. Он связан с общим сюжетом, решает некую локальную задачу.  Безусловно,  со всех точек зрения будет правильным, если дети к концу дня уверены  — они успешно прожили этот день.

рассчитан на конкретное количество детей и взрослых.

Одно дело, если у нас в лагере 20 детей, другое – 50. С большим количеством детей труднее разыгрывать сложные сюжеты. Исторические сюжеты, как правило, позволяют задействовать больше детей. Исследовательские – меньше. Универсальным можно считать литературные сюжеты игр.

вариативен.

Это означает, что в него легко вписываются действия, напрямую не связанные с сюжетом. Любое ваше общение, занятие с детьми, включая трапезу, можно интерпретировать как игровой фрагмент.

простым и интересным.

В детском восприятии граница между реальностью и сказкой тонка. Не нужно усложнять и мудрствовать. Ребята сами сочинят нюансы и сами додумают сказку. Наша задача – дать им направление и аккуратно корректировать, чтобы все двигалось в нужном направлении.


Название лагеря.

Сюжет игры подскажет нам название лагеря. Название будет запоминающимся. Нужно избегать стереотипов и общепринятых наименований.  С литературным сюжетом легко – всегда можно найти название в самом произведении. Сложнее с историческим и совсем не просто и исследовательским сюжетом.  Можно только констатировать:  названия приходят с опытом.

А пока – несколько примеров:

«Садко», «Жар-птица», «Заря–заряница» — игры с литературно-сказочным сюжетом.

«Первопроходцы», «Следопыты», «Капитаны» — игра-исследование.

«Казачий стан», «Из варяг — в греки», «Богатырская застава»игры с  историко-этнографическим сюжетом.

Чем больше наш лагерь, тем больше шансов, что часть детей не знакома с литературной или исторической основой сюжета. И это тем более, если у нас игра-исследование. Не беда. Можно и нужно готовиться к лагерю до его начала. В крайнем случае – читаем за трапезой произведение, взятое в основу игры.

 

 

Критерии оценки.

Критерий оценки лагеря, педагогический конечно, таков – каждый ребенок должен постараться в меру своих сил. Нашедший себя в последний день лагеря, такой  же победитель, как и тот, кто с увлечением работал с самого начала. Наверное, такой ребенок даже больший победитель, потому что сумел преодолеть свою лень, комплексы и проявить истинный характер.

Критерии оценки организации лагеря– тоже важный пункт. Однако, ничего принципиально  нового тут нет. Необходимо делать выводы и вносить поправки в процесс организации или форму проведения. Все  приходит с опытом. Главное — если в ходе лагеря возникают непредвиденные ситуации, это никак не должно сказываться на детях.

 

Смотрите так же:

Летний лагерь: базовые вопросы

Лагерь для младших: основные условия

Детский лагерь, как элемент воспитательной системы

 


12.02.2013  |  Рубрика: Летние лагеря, Новости  | 

Обсуждение закрыто.


Главная | Расписание | Метод-центр | Фото | Контакты | Проекты | Студии | Новости © Молодежный просветительский центр «Журавль», 2017
Москва, Поклонная гора, ул. Братьев Фонченко, д. 10, стр. 1, м. Парк Победы
Телефон: 8(495)517-28-31