Детский лагерь, как элемент воспитательной системы

Для нас лагерь – не самоцель. Это этап в более сложном воспитательном процессе. И это уже совсем другая — воспитательная задача, в которой лагерю отводится одна из важнейших функций. Лагерь — это значимый элемент воспитательной системы, которая может быть выстроена, например, вокруг прихода.

Выступление руководителя молодежного просветительского центра «Журавль» Е.Мороза на секции Рождественских чтений «Организация каникулярного отдыха для детей и молодежи: возможности миссии и перспективы формирования профессиональной отрасли».

 

Большинство летних лагерей проводятся исключительно ради организации детского досуга и отдыха, и создаются туристическими компаниями под православную аудиторию. В этом смысле православная аудитория рассматривается такими компаниями не более, чем рынок сбыта. Православие, в лагерях такой формы, по сути, становится лишь традиционным компонентом или набором знаковых атрибутов, включая полученные организаторами благословения и приезды священников.

В лагерь собирают немалое количество детей из разных социальных, культурных слоев. Для проведения 5-6 летних смен, испытывая постоянный кадровый голод, лагерь вынужден привлекать педагогов и вожатых со стороны. Такие лагеря часто называются миссионерскими. Но это еще вопрос, возможно ли в таких условиях за 2-3 недели научить детей вере?

Существует эффект «обратной миссии», когда дети, набранные буквально по объявлениям и без разбора, начинают переносить в среду лагерного общения не христианские ценности, а, скорее, «ценности» массовой потребительской культуры и просто дурные привычки. Таких примеров мы знаем множество по рассказам самих детей — участников таких православных лагерей.

Для того, чтобы свидетельствовать о вере в такой разнородной среде одних атрибутов и слов не достаточно. Необходима здоровая атмосфера, попадая в которую дети понимают и добровольно принимают ее правила общения, стараясь им соответствовать.

Именно такую атмосферу мы пытаемся создать в нашем палаточном лагере «Лесной городок». Ребят, которые приезжают, мы заранее предупреждаем, что они сюда не только отдыхать едут, но и трудиться. Трудиться, в первую очередь, духовно. И этот труд заключается не в каких-нибудь поклонах, хотя есть у нас и утренние и вечерние молитвы, а в том, чтобы научиться достойно взаимодействовать друг с другом и с невероятно красивым миром, который их окружает.

Для нас  лагерь – не самоцель. Это этап в более сложном воспитательном процессе. И это уже совсем другая — воспитательная задача, в которой лагерю отводится важнейшая роль. Можно назвать его значимым элементом воспитательной системы, которая может быть выстроена, например, в приходе.

Наш молодежный просветительский центр «Журавль» выпустил два методических пособия на эту тему. В первом — «Дети на приходе» — говорится о принципах создания подросткового объединения в церковной общине. Второе — «Малыши на приходе» (о работе с детьми младшего школьного возраста) издано уже совместно с Московской духовной академией. Сейчас готовится к печати третье пособие об организации детского палаточного лагеря.

Почему мы остановились именно на палаточных лагерях?

В первую очередь это небольшое количество детей — 50-60 в смене, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Ребятам интересны естественные условия жизни на природе, без бетонных бараков и столовки «с запахами», но с удобными палатками и трапезной под открытым небом. Но самое главное в таком лагере — формируется команда людей, которые одинаково понимают цели лагеря, используют правильные средства и стараются придерживаться единого педагогического стиля. Дело это не простое и постепенное. Здесь необходимо удержаться от гигантомании (даже при наличии ресурсов) и не замахиваться сразу на большие проекты. Лучше постепенно искать единомышленников и нарабатывать совместный опыт проведения лагерей.

Второй важный аспект в формировании команды лагеря — это мотивация. Участникам должен быть важен результат. Поэтому мы призываем привлекать к организации лагеря неравнодушных родителей, для которых важно, в какую среду попадет их ребенок. А также тех, кто хочет послужить такому благому делу, как работа с детьми.

И третье, что необходимо для организаторов лагеря и всей команды — методика. Как выстроить программу лагеря исходя из особенностей возраста, количества детей, места проведения, материальной базы и т.д. Каким содержанием наполнить такой лагерь и как создать правильную атмосферу. Как проводить различные занятия и состязания. Как выстроить систему мотивации для детей и приучить к ответственности друг за друга. Как наладить минимальное самоуправления, взаимодействие детей и взрослых. В конце концов, во что играть и что петь, как проводить костры – все те маленькие частицы мозаики из которых складывается общая картина.

Надеюсь, разобраться с этими вопросами помогут наши пособия. Но для тех, кто хочет поучаствовать в качестве инструктора или вожатого в палаточном лагере, научиться такие лагеря организовывать и проводить, молодежный просветительский центр «Журавль» готовит интенсивный спецкурс. В апреле 2013 года у нас будет два дня такого интенсивного обучения, а в мае день полевой практики по проведению игр и костров с детьми.

На нашем сайте zhuracentr.ru открыт раздел Методический центр, в котором мы начали публикацию серии статей об организации летнего лагеря. Если вам нужна помощь в разработке программы, выборе формы лагеря, решении различных организационных вопросов, — приглашаем обращаться в Метод-центр, — мы постараемся вам помочь.

Москва. 26.01.2013

 Смотрите так же:

Летний лагерь — зачем он нужен.

Лагерь: общее планирование.

Команда лагеря


27.01.2013  |  Рубрика: Летние лагеря, Новости  | 

Обсуждение закрыто.


Главная | Расписание | Метод-центр | Фото | Контакты | Проекты | Студии | Новости © Молодежный просветительский центр «Журавль», 2017
Москва, Поклонная гора, ул. Братьев Фонченко, д. 10, стр. 1, м. Парк Победы
Телефон: 8(495)517-28-31